Специфическая ассиметричность китайской гармонии

Известный чешский аналитик и публицист Ян Кэмпбелл в своей колонке «Коротко из Пекина», опубликованной в чешском издании «První zprávy», рассуждая о противостоянии «американского мира и российско-китайского мира» рекомендует своим читателям ознакомиться со статьёй главного научного сотрудника Центра изучения культуры Китая ИДВ РАН доктора философских наук Андрея Андреевича Крушинского «Стратагемная рациональность традиционного Китая».

Колонка Яна Кэмпбелла посвящена затруднительному положению Запада, перед которым стоит задача защищать свои ценности от глобального наступления пары «Россия - Китай», особенно учитывая личную симпатию одного жёсткого лидера к другому, которые объединившись на Олимпиаде, сделали совместное заявление о недопустимости расширения НАТО на восток. Однако, по мнению Кэмпбелла, если США продолжат свою политику «двойного сдерживания» в отношении России и Китая, нет очевидных пределов тому, насколько далеко и глубоко китайско-российский альянс может развиваться в будущем.

Автор хочет дополнить стандартные западные оценки итогов встречи Путина и Си Цзиньпина и подписанных ими совместных документов концепцией «выигрышной стратегии» в игре с высокими рисками («наступить тигру на хвост») и об особом конфуцианском понимании гармонии. После этого публицист рекомендует прочитать статью доктора философских наук, главного научного сотрудника Центра изучения культуры Китая Института Дальнего Востока Андрея Андреевича Крушинского «Стратагемная рациональность традиционного Китая», опубликованную в журнале «Философские науки» (№7 / 2018).

––––––––

А.А. Крушинский пишет о «специфической ассиметричности китайской гармонии», которая предполагает непременное доминирование одной из находящихся в «гармонии» сторон, и верноподданическое «гармонирование» с лидером – другой стороны:

«...гармонировать-подстраиваться – это удел нижестоящих (например, жены или подданного), но никак не вышестоящих, статус которых обязывает их доминировать и лидерствовать. Примечательно, что отстаивая принцип многообразия мировой цивилизации, Си Цзиньпин (вслед за своим непосредственным предшественником Ху Цзиньтао) на первое место ставит именно «гармонию» как оптимальный modus vivendi для мира, преисполненного конкурирующими идентичностями. Далеко не случайно, что в первое десятилетие нынешнего столетия точкой пересечения традиции и современной идеологии КПК стал лозунг «гармонии», включавший планы соз­дания «гармоничного общества» в Китае и «гармоничного мира» за его пределами. Похоже, что подобно тому, как брачная гармония в ее изначальном китайском понимании равносильна «победе» мужа над женой, точно так же глобальная гармонизация «с китайской спецификой» молчаливо подразумевает, пускай сколь угодно мягкое, но доминирование Китая над «гармонизируемым» миром».

Полностью статью А.А.Крушинского «Стратагемная рациональность традиционного Китая» читайте по ссылке >>>

На фото: доктор философских наук, главный научный сотрудник Центра изучения культуры Китая Андрей Андреевич Крушинский на XXIV Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир», 28 сентября 2021 г. (Москва, ИДВ РАН)