Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Олегович Кистанов дал интервью телеканалу «Общественная служба новостей» (ОСН) и прокомментировал заявление посла США в Японии Рама Эмануэля о единстве позиций Токио и США по вопросу территориальной принадлежности южных Курильских островов.
В.О. Кистанов: 7 февраля в Японии – «День северных территорий», как в Японии называют наши южные Курильские острова, в Токио был большой митинг за присоединение островов, поэтому посол США в Японии выступил с заявлением в поддержку незаконных японских требований о возвращении якобы захваченных Россией островов именно в этот день. В российско-японских отношениях – это главный вопрос политической повестки.
ОСН: Почему США делают такие заявления, ведь они не имеют никакого отношения к этому вопросу?
В.О. Кистанов: США имеют прямое отношение к этой проблеме. В 1956 году между СССР и Японией была подписана совместная декларация, в которой говорилось, что СССР, идя на встречу интересам японского народа, готов передать два острова, но только после заключения мирного договора.
Но вмешались Соединенные Штаты и сказали, что если Япония ограничится только двумя островами, США не отдаст Японии самый южный курильский остров Окинаву, который тогда находился под администрированием, и можно сказать, под оккупацией США.С тех пор японцы стали требовать все 4 острова, что неприемлемо для России, поскольку это идет вразрез с соглашениями, достигнутыми в середине 50-х годов.
США – главный военно-политический союзник Японии, а Япония весь послевоенный период и во время холодной войны, и сейчас, идет в фарватере внешнеполитического курса США. Япония и США перезаключили договор о безопасности в 60-х, Япония размещает на своих территориях военные базы США, при этом именно в Японии США размещает самые крупные вооружённые силы за рубежом, и обещает защищать Японию от внешних угроз по этому договору.
Япония весь период холодной войны представляла собой «непотопляемый авианосец Соединенных Штатов», о чем открыто сказал в 80-е премьер-министр Японии Накасонэ Ясухиро. Эта формула актуальна и по сей день, хотя с ростом так называемой «китайской угрозы» этот авианосец направлен на сдерживание Китая.
Полностью интервью смотрите на сайте «Общественной службы новостей» >>>