20-21 ноября 2023 г. сотрудники Центра изучения культуры Китая приняли участие в XVI Международной научно-практической конференции «Россия – Китай: история и культура», проводившейся в рамках IV международного научного форума «Россия и Китай в меняющемся мире» в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
С приветственным словом к участникам форума выступили проректор по научной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский, Генеральный консул КНР в г. Казани Сян Бо, заведующий отделом международного сотрудничества Департамента внешних связей Раиса Республики Татарстан Айрат Зарипов, директор Института Китая и современной Азии РАН, д.филол.н. Кирилл Бабаев и другие почетные гости. Руководитель Центра политических исследований и прогнозов ИКСА РАН, к.ю.н. Павел Трощинский выступил с пленарным докладом «Политико-правовое развитие современного Китая».
Программа конференции включала в себя несколько секций, в том числе «Актуальные вопросы китайской литературы» и «Культура и философия Китая».
Доклад к.филол.н., руководителя Центра изучения культуры Китая ИКСА РАН Анастасии Коробовой посвящен повести «Крохотные золотые лотосы» одного из самых известных современных китайских писателей Фэн Цзицая. «Золотыми лотосами» называли маленькие женские ступни, которые по китайским эталонам красоты полагалось бинтовать. Основные мотивы произведения – боль, травма, обман и иллюзия. Физиологические и местами шокирующие описания процесса бинтования ног вызвали бурную реакцию китайских критиков, подавляющее большинство которых полагало, что автор повести намекал на патопсихологию нации и подавление человеческой природы, а его «золотые лотосы» – символ феодально-патриархальной культуры и воли правящего класса.
К.филос.н., старший научный сотрудник ИКСА РАН, секретарь Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству ОРКД Анастасия Блажкина в своем докладе представила психологический портрет Конфуция на материале древнего конфуцианского трактата «Кун-цзы цзя юй» («Речи школы Конфуция»). «Кун-цзы цзя юй» представляет собой источник, по которому мы можем судить о философском содержании конфуцианского учения, а также об историческом фоне и ключевых моментах биографии первого Учителя Поднебесной. В отличие от других письменных памятников, которые содержат сведения о жизни философа, особенность «Кун-цзы цзя юй» состоит в том, что его автор создает живой и эмоционально наполненный образ главного героя. Конфуций предстает перед читателями не только как классический образец совершенномудрого мыслителя, но и как простой человек, которому не чуждо ничто человеческое.
Доклад научного сотрудника ИКСА РАН Анны Донченко «Теоретические основы китайской живописи ХХ века» был посвящен изменению художественного сознания в Китае в ХХ веке. Были затронуты вопросы формирования новой системы образования в области национального искусства, охарактеризованы стандарты оценки китайской живописи после образования КНР, а также сделан обзор статей ведущих китайских деятелей искусства по данным проблемам.