Управление государством на основе закона

В журнале «Китай» опубликован текст выступления ведущего научного сотрудника Центра политических исследований и прогнозов ИКСА РАН кандидата юридических наук Павла Владимировича Трощинского «Правовое обеспечение государственного управления при Си Цзиньпине». Доклад прозвучал на круглом столе, посвященном выходу на русском языке III тома работ Си Цзиньпина «О государственном управлении».


Правовое обеспечение государственного управления при Си Цзиньпине

Введение

В работе Си Цзиньпина «О государственном управлении» (том III) важное внимание уделяется вопросам нормативного правового регулирования современной системы государственного управления в КНР, подчеркивается роль Конституции как основного гаранта обеспечения прав и свобод граждан, отмечается необходимость усиления борьбы с коррупцией, для чего заявлено о создании на конституционному уровне контрольных (надзорных) комитетов. В тексте представленного тома присутствуют юридические формулировки и правовые категории, некоторые подразделы полностью посвящены правовой проблематике («Конституционные гарантии для отстаивания и развития социализма с китайской спецификой в новую эпоху»; «Неотступно следовать по пути утверждения верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой»; «В сфере прав человека необходимо следовать по пути развития, соответствующему реалиям Китая»; «Творчески выполнять работу в области законотворчества и надзорную деятельность с учетом местных реалий»).

Обращение к праву и закону

Усиление политико-правовой риторики в работах Си Цзиньпина не случайно: именно при нём роли и месту закона в жизни китайского общества стало уделяться, как никогда прежде, особое повышенное внимание. С первого дня избрания на пост главы правящей Коммунистической партии Китая (2012 г.), Си Цзиньпин постоянно заявлял о необходимости повышения уровня правовой грамотности населения, всеобщего соблюдения закона членами общества, строгой юридической ответственности за нарушение правовых предписаний, сочетания научного и практического подхода при осуществлении правотворческой работы.

Осуществляемая КНР в последние годы внутренняя политика направлена на разрешение целого ряда серьезных проблем, стоящих перед лицом китайского общества, укрепление его стабильности, повышения авторитета КПК в глаза простого народа, усиления позиций Китая на международной арене. Проводимый лидерами китайского государства политический курс неразрывно связан с принятием целого ряда важных для успешного развития страны нормативных правовых актов, внесения изменений в уже действующее законодательство. В настоящее время наметилась устойчивая тенденция усиления роли правового фактора в деле углубления политических реформ и экономических преобразований. Серьезное обращение к механизму правового регулирования существующих общественных отношений стало особенностью политического курса Си Цзиньпина за последние годы.

Си Цзиньпин полагает, что без основополагающих законодательных актов, повышения уровня правосознания и правовой культуры простых граждан, невозможно достичь положительных результатов в ходе проведения социалистической модернизации. Юридическая терминология стала неотъемлемой частью его докладов. Знаменательно, что Си Цзиньпин в декабре 2001 г. защитил диссертацию, получив степень доктора права. Возможно, на подсознательном уровне, это также оказывает влияние на его постоянное обращение к закону как к единственному легитимному регулятору общественных отношений. Несомненно, что практической стороне взаимоотношения государственного управления и правового развития страны в настоящее время лидер КНР уделяется первостепенное внимание.

Политико-правовые доктрины

На страницах третьего тома нередким является обращение Си Цзиньпина к политико-правовым доктринам «управление государством на основе закона» (依法治国) и «верховенство закона» (法治), концепции «социалистическая правовая система с китайской спецификой» (中国特色社会主义法律体系). Они буквально пронизывают текст представленного тома. Си Цзиньпин постоянно обращается с призывом «неотступно следовать по пути утверждения верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой», «последовательно строить социалистическую правовую систему с китайской спецификой», «строго придерживаться управления государством на конституционной основе и отправления государственной власти на конституционной основе».

Напомним, что доктрина «управление государством на основе закона» была сформулирована на XV съезде КПК, проходившем в Пекине с 12 по 18 сентября 1997 г. В марте 1999 г. термин «управление государством на основе закона» в результате принятых поправок был внесен в действующую Конституцию КНР. В ноябре 2002 г. указанная концепция стала одной из задач построения в Китае «общества малого благоденствия». Главным вопросом повестки прошедшего в октябре 2014 г. 4-го Пленума ЦК КПК 18-го созыва стала рассматриваемая политико-правовая доктрина. По результатам доклада Си Цзиньпина на Пленуме было принято Постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего стимулирования управления государством на основе закона» (中共中央关于全面推进依法治国若干重大问题的决定), что предопределило появление в правовой системе КНР ряда новых актов правотворчества, разработку и подготовку к принятию других важных для страны законов в будущем. Так, именно решением Си Цзиньпина в 2014 г. была поставлена задача принять в 2020 г. первый в истории нового Китая Гражданский кодекс: (“加强市场法律制度建设,编纂民法典”— «усилить создание рыночной законодательной системы, составить Гражданский кодекс»). Си Цзиньпин единственный из лидеров КНР, по инициативе которого ГК КНР был в итоге принят (напомним, что ни при Мао Цзэдуне, ни при Дэн Сяопине и далее – разработанные проекты ГК так и не превратились в кодекс). Работа над проектом ГК при Си Цзиньпине привела к его принятию в мае 2020 года (вступил в силу 1 января 2021 г.), за принятие ГК проголосовало 99,8% делегатов ВСНП, 2879 из 2886 присутствующих на сессии.

Противодействие иностранным санкциям

При Си Цзиньпине правовая система Китая пополнилась целым рядом нормативных правовых актов в сфере противодействия иностранным санкциям. По мере разворачивающейся торговой войны с Западом в течение 2020 и 2021 гг. по инициативе Си Цзиньпина в правовой системе КНР появились Положение о перечне ненадежных субъектов (不可靠实体清单规定) (19.09.2020); Правила проверки безопасности иностранных инвестиций (外商投资安全审查办法) (27.11.2020); Правила предотвращения неправомерного экстерриториального применения иностранных законов и мер (阻断外国法律与措施不当域外适用办法) (09.01.2021) и Закон КНР о противодействии иностранным санкциям (中华人民共和国反外国制裁法) (10.06.2021). В них Китай впервые в своей истории создал развернутый правовой механизм реагирования на иностранные санкции. России крайне необходимо изучать опыт нашего дружественного соседа в этой сфере.

Противодействие коррупции

Особое внимание в третьем томе Си Цзиньпин уделяет вопросу создания новой конституционной ветви власти – контрольной (надзорной): «углубление реформы системы государственного надзора – это масштабная реформа политической системы, определяемая и продвигаемая ЦК КПК, которая должна внести важные коррективы и усовершенствования в проектирование высшего уровня государственного аппарата, связана с вопросами пересмотра Конституции». Контрольные комитеты становятся главным государственным органом по борьбе с коррупцией при общем руководстве КПК.

Борьба с коррупцией является одним из основных направлений государственной политики и правоохранительной деятельности в КНР. За годы правления Си Цзиньпина в этом направлении достигнуты серьезные результаты как в политической, так и в законодательной сфере. Конечно, полностью ее искоренить вряд ли удастся, но прилагать усилия по борьбе с ней – первостепенная для китайского руководства задача.

В ходе проведения широкомасштабной кампании по борьбе с коррупцией Си Цзиньпинь несколько лет назад инициировал процесс создания в КНР самостоятельной новой конституционной контрольной (надзорной) ветви власти. Уже в начале ноября 2016 г. в Пекине, пров. Шаньси и пров. Чжэцзян в экспериментальном порядке началась работа по созданию самостоятельных органов контроля. В январе 2017 г. в пров. Шаньси был создан первый в КНР контрольный комитет, затем аналогичные комитеты появились в Пекине и пров. Чжэцзян.

Параллельно с этим происходила разработка проекта «Закона КНР о контроле». В январе 2015 г. на пятом пленуме ЦКПД Си Цзиньпин выступил с предложением изменить «Закон об административном контроле» с учетом возможного появления в стране новой контрольной власти. Однако в июне 2016 г. им же была поставлена задача по созданию самостоятельной законодательной базы, регулирующей деятельность новых контрольных органов. С этого периода началась работа над проектом отдельного «Закона о контроле», которой занимался Комитет по законодательству ПК ВСНП. В июне 2017 г. проект закона был рассмотрен на заседании ПК ВСНП. В ноябре 2017 г. законопроект был размещен в Интернете для учета мнений населения и специалистов в отношении содержащихся в нем положений. До этого, в октябре 2017 г. ПК ВСНП рассматривал проект «Постановления о развертывании пилотной работы по реформированию системы государственного контроля» в масштабах всего Китая.

В марте 2018 г. по инициативе Си Цзиньпина в действующую Конституцию внесли самые крупные за всю историю конституционного права нового Китая поправки, заключительными из которых в систему органов государственной власти введены новые органы – контрольные (в отдельных переводах - надзорные) комитеты (监察委员会). Произошла институализация механизма противодействия коррупции. Во главе – Государственный контрольный (надзорный) комитет с мега правоохранительными полномочиями и обширным перечнем объектов проверок: от работников системы СНП, прокуратуры и судов до управленцев в системе образования, спорта, здравоохранения, культуры. Были приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность контрольных комитетов и работающих в них сотрудников: Закон КНР о контроле (中华人民共和国监察法) (20.03.2018); Закон КНР о контролерах (中华人民共和国监察官法) (20.08.2021); Правила претворения в жизнь закона КНР о контроле (中华人民共和国监察法实施条例) (20.07.2021).

Принятие конституционных поправок, закона о контроле в марте 2018 г. привело к масштабным преобразованиям государственного аппарата со времени образования КНР, появлению контрольных комитетов, обладающих обширными правоохранительными полномочиями. Контрольные комитеты юридически и фактически независимы от административной (исполнительной), судебной и прокурорской властей, хотя и координируют свою деятельность с ними.

Заключение

Содержание третьего тома Си Цзиньпина «О государственном управлении» подтверждает высокую значимость Конституции и закона в регулировании общественных отношений в современном Китае. Повышение роли механизма правового регулирования в КНР произошло именно при Си Цзиньпине и в настоящее время им проводится комплексная работа по осознанному соблюдению правовых предписаний всеми членами общества. Особые требования руководителем предъявляются к чиновникам: «руководящие кадры должны подавать пример в уважении верховенства закона, глубоком почитании законов, понимании законов, владении законами, строгом соблюдении дисциплины и законов, отстаивании верховенства закона и ведении дел в соответствии с законом…». Не случайно, что долгое время первую строчку рейтинга по количеству просмотров и высокой оценке занимает вышедший на китайские экраны при Си Цзиньпине телевизионный сериал «От имени народа» (人民的名义) (55 серий), в котором в ярких красках изложена проблема борьбы с коррупцией в Китае.

Настоящий обзор завершим словами председателя Си Цзиньпина: «Мы должны крепко взяться за ключевые звенья всестороннего продвижения управления государством на основе закона, совершенствовать законодательную систему и повышать качество законодательства». Эти слова в полной мере можно отнести и к Российской Федерации, для которой опыт правового строительства Китая при Си Цзиньпине чрезвычайно актуален в теоретическом и практическом аспекте.


Публикация доступна на сайте журнала «Китай» >>>