Ускорить передачу Сеулу командования своими войсками в военное время

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН, кандидат исторических наук Константин Валерианович Асмолов рассказывает об итогах визита президента Дж.Байдена в Южную Корею для сетевого издания «Новое Восточное Обозрение».


Визит состоялся через 10 дней после того, как Юн Сок Ёль вступил в должность главы государства. Для сравнения — Мун Чжэ Ин провел встречу на высшем уровне со своим американским коллегой Дональдом Трампом в Вашингтоне через 51 день после инаугурации, а Пак Кын Хе провела свой первый саммит с тогдашним президентом Бараком Обамой через 71 день после ее инаугурации. Кроме того, майская встреча стала первым случаем за 29 лет, когда президент США посетил Сеул, а не новый президент Южной Кореи — Вашингтон.

В ходе встречи оба лидера подчеркнули намерение вывести двусторонний альянс на качественно новый уровень. Юн Сок Ель и Джо Байден представили общее мнение о том, что экономическая безопасность — это национальная безопасность. Президент США подчеркнул, что Южная Корея является надежным, заслуживающим доверия партнером, разделяющим ценности его страны. «Союз между РК и США является стержнем мира, стабильности и процветания для региона и всего мира, к которому мы стремимся», — подчеркнул Байден.

Собственно саммит состоялся 21 мая, в узком и расширенном составах продлился около двух часов. Обсуждались вопросы безопасности, включая меры противодействия ядерной и ракетной программам Северной Кореи, вопросы экономического сотрудничества, в том числе «технологический альянс», а также региональное сотрудничество. Итоги саммита прекрасно отразило совместное заявление, которое зафиксировало договорённости укреплять боевую мощь совместного альянса, ускорить передачу Сеулу командования своими войсками в военное время, противодействовать провокационным действиям Северной Кореи и расширить проведение совместных военных учений.

Президенты двух стран договорились придать альянсу всеобъемлющий стратегический характер и возобновить деятельность Совета по расширенной стратегии сдерживания на высоком уровне (EDSCG). Эта консультативная группа была нацелена на «денуклеаризацию Северной Кореи путем неуклонного сдерживания» и последний раз работала в январе 2018 года, когда переговоры между лидерами двух Корей и США только набирали обороты. Если EDSCG возобновит переговоры о размещении стратегических активов США в Южной Корее и прилегающих районах, это станет знаком более ястребиной позиции администрации Юна по отношению к Пхеньяну.

Выступая на совместной пресс-конференции, Юн Сок Ёль и Джо Байден подтвердили общую цель — достижение полной денуклеаризации Северной Кореи, отметив, что дверь для диалога остаётся открытой: если Пхеньян предпримет практические шаги по денуклеаризации, то вместе с мировым сообществом будут подготовлены планы оказания ему экономической помощи.

Участники саммита подтвердили и намерение оказать помощь Северу в борьбе с пандемией COVID-19.

Что касается экономической безопасности, то союзники договорились активизировать сотрудничество посредством регулярного общения с помощью нового диалогового канала по цепочкам поставок и передовым технологиям. Южнокорейская сторона официально подтвердила участие в возглавляемой США Индо-Тихоокеанской экономической структуре (IPEF).

Кроме того, Джо Байден провел десятиминутный телефонный разговор с бывшим президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином, назвав его «хорошим другом» и поблагодарив за усилия по укреплению альянса между двумя странами во время пребывания у власти. Ранее (по словам Голубого дома, пока Мун еще был президентом РК) американская сторона предлагала провести встречу Байдена и Муна, но потом сама же отменила её. Предполагается, что визит был отменен, чтобы не ставить в неловкое положение Юн Сок Ёля.

22 мая президент Южной Кореи и его американский коллега посетили Корейский центр воздушно-космических операций (KAOC), расположенный на авиабазе Осан, чтобы ознакомиться с его работой и поощрить дислоцированные там американские и южнокорейские войска. Джо Байден стал первым президентом США, посетившим центр, который расположен в подземном бункере и служит ключевым командным пунктом, да и президент РК последний раз был там 13 лет назад.

Корейский центр аэрокосмических операций является основой управления так называемой трёхосной системой национальной безопасности. Она включает систему ПРО Kill Chain, нацеленную на превентивное уничтожение военных объектов на северокорейской территории, собственную ПРО KAMD, а также систему нанесения массированного ответного удара KMPR.

Высоко оценивая службу американских военнослужащих вдали от дома, Юн сказал, что КАОС является символом прочного южнокорейско-американского альянса и является центром системы обороны РК от северокорейской ракетной угрозы. Южнокорейский лидер назвал центр  ключевым объектом альянса РК и США, с помощью которого стороны совместно реагируют на «постоянно наступающие ядерные и ракетные угрозы со стороны Северной Кореи». «Сдерживание угроз и гарантия стабильности сегодня важны не только для Корейского полуострова, но и для всего мира», — подтвердил Джо Байден.

До совместного визита Байден провел встречу с председателем Hyundai Motor Group Чон Ый Соном, который планировал инвестировать 5,54 миллиарда долларов США в строительство специализированного завода по производству электромобилей и автомобильных аккумуляторов в Джорджии, США. По итогам Чон пообещал инвестировать в США еще 5 миллиардов долларов в разработку программного обеспечения для робототехники, искусственного интеллекта и автономного вождения. По словам Чон Ый Сона, благодаря инвестициям группа предоставит клиентам в США инновационные продукты и решения, а также внесёт вклад в глобальные усилия по углеродной нейтральности.

Кроме того, по прибытии в Корею Джо Байден в сопровождении советника по национальной безопасности Джейка Салливана и министра торговли Джины Раймондо посетил завод Samsung по производству современных полупроводников в Пхёнтхэке, где его встретили президент РК Юн Сок Ёль и фактический глава концерна Samsung Ли Чжэ Ён. Посещение завода  было связано с тем, что стороны продвигают реструктуризацию схемы поставок, стремясь к расширению сотрудничества в сфере полупроводников.

Любопытно рассмотреть и то, что, возможно, планировалось, но в итоговую программу визита не вошло. Джен Псаки предлагала Байдену посетить Демилитаризованную зону, поскольку она «служила местом, где президенты США демонстрировали прочную оборонительную позицию союзников против провокаций Северной Кореи». Однако 18 мая советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан сообщил, что посещение демилитаризованной зоны не планируется. Впрочем, аналогом поездки на передовую можно счесть посещение КАОСа.

Интересно и то, что среди членов делегации отсутствовал госсекретарь США Энтони Блинкен. Вместо участия в визите он предпочел выступить с речью на церемонии открытия Джорджтаунского университета, где получил почетную степень доктора гуманитарных наук. Это уже второй раз – когда через месяц после своего избрания – Юн направил в США делегацию во главе с нынешним министром иностранных дел Пак Чжином, она встретилась с министром обороны Ллойдом Остином, заместителем госсекретаря США Венди Шерман, координатором Белого дома по Индо-Тихоокеанскому региону Куртом Кэмпбеллом и др., однако Блинкен в это время должен был присутствовать на встрече с министрами иностранных дел НАТО в Брюсселе из-за войны на Украине.


Публикация доступна на сайте издания «Новое Восточное Обозрение» >>>