Успехи и сложности сотрудничества РФ и КНР

Взаимная торговля и инвестиции между Россией и Китаем защищены от влияния третьих стран, заявил Владимир Путин 16 мая во время своего госвизита в КНР. Стороны договорились обеспечивать бесперебойные каналы расчетов между бизнесом и активно задействовать национальные платежные системы. Это особенно важно в условиях санкционного давления коллективного Запада. В Пекине лидеры также обсудили региональные конфликты, включая войну в секторе Газа и украинский кризис. При этом председатель КНР Си Цзиньпин выразил надежду на скорейшую нормализацию ситуации в Европе. 

<...>

Страны успешно развивают и сотрудничество в энергетической сфере. В частности, растут поставки российской нефти, угля, трубопроводного газа и СПГ. Продолжаются работы по сооружению новых блоков Тяньваньской атомной электростанции и АЭС «Сюйдапу», напомнила «Известиям» ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая ИКСА РАН Розалия Варфаловская.

Тем не менее в отношениях двух стран сохраняется ряд пока нерешенных проблем. В частности, тщательно выстраиваемые десятилетиями логистические цепочки рухнули после западных санкций, заметил в беседе с «Известиями» заместитель директора ИКСА РАН, вице-президент НКЦ Павел Кузнецов. Несмотря на расширение действующих грузовых погранпереходов и открытие новых, морские и мультимодальные грузоперевозки между Китаем и Россией так и не восстановили свои объемы по черноморскому и северо-западному направлению.

Да и по дальневосточным портам, где был зафиксирован незначительный рост грузопотока, перевозчики вынуждены были придумывать форматы взаимодействия, позволяющие обходить введенные ограничения, — добавил он.

Зато новое развитие получил железнодорожный маршрут Китай – Европа через Казахстан, Россию и Республику Беларусь, емкость которого существенно возросла за последние годы. А масштабная модернизация железнодорожных и автомобильных погранпереходов Сибири и Дальнего Востока позволила компенсировать выбывшие океанские линии и возросшие коммерческие поставки грузов из Китая. К слову, в состав российской делегации был включен глава РЖД Олег Белозеров. При этом не исключено, что во время переговоров обсуждались решения, упрощающие процедуры сквозного оформления и прохождения грузов, считает Павел Кузнецов.

Однако наиболее острый вопрос российско-китайского бизнес-сотрудничества — трансграничные финансовые расчеты. В Пекин вместе с президентом, например, прибыли представители Сбера и ВТБ.

После первого удара в 2022 году банки и бизнес смогли выстроить новые, подчас не самые удобные, но работающие схемы платежей. Однако усилившееся в этом году давление США на Китай в отношении соблюдения западных санкций против России привело к блокировке многих каналов, что уже отразилось на объеме китайского импорта в Россию — по данным Главного таможенного управления, его падение составило 15,7% и 13,6% в марте и апреле. В этом году ряд крупных китайских банков уже прекратили принимать платежи в юанях из российских подсанкционных финорганизаций. В частности, речь идет о Bank of China, ICBC и CCB.

Есть высокая вероятность, что будет согласовываться неподконтрольная США платежная блокчейн-система BRICS Pay, расчеты в цифровых валютах, а также создание новых каналов для платежей между юрлицами России и Китая. Бизнесу — и российскому, и китайскому — нужны срочные решения, здесь и сейчас. Филиал банка ВТБ в Шанхае доказал свою эффективность в сложнейшей ситуации блокировки других маршрутов прохождения средств, — пояснил Павел Кузнецов.

Эксперт уверен, что без срочного открытия в Китае полноценных филиалов крупных российских банков проблема в коротком периоде не решится. Некоторые из них уже давно обивают пороги китайского финрегулятора, так как готовы немедленно запустить свои операционные подразделения в крупнейших городах республики, но пока эти заявки проходят долгий путь рассмотрения, резюмировал он.

Владимир Путин по итогам переговоров подчеркнул, что Россия и Китай продолжат укреплять контакты по линии кредитно-банковских учреждений. При этом стороны будут «энергично задействовать национальные платежные системы для обслуживания наших экономических операторов».

 

Полностью материал доступен на сайте «Известий».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем