Руководитель Центра социально-экономических исследований Китая Института Дальнего Востока РАН Андрей Владимирович Островский прокомментировал для «Московской газеты» отказ китайских компаний от заключения новых контрактов на покупку российской нефти.
Агентство Reuters сообщило, что государственные нефтеперерабатывающие компании Китая, покупающие российскую нефть по действующим контрактам, якобы отказываются заключать новые, передаёт Lenta.ru. По данным источников Reuters, эта осторожность может быть вызвана нежеланием Китая выглядеть тем, кто поддерживает Москву в конфликте с Киевом.
Западные санкции против российского нефтяного сектора и стремление сбить цену на российскую нефть имеют место в решении китайских компаний отказаться от майских контрактов, сказал «Московской газете» доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. Но есть и третий фактор, связанный с американским давлением, считает эксперт.
Как проводят платежи китайские трейдеры, через какие банки идут сделки? Если они покупают российскую нефть и проводят сделки через американские банки в долларах, на них автоматически наложат санкции, они резонно этого боятся. Они выжидают и пытаются понять, на каком они свете находятся. Американо-китайские отношения сейчас отнюдь не великолепные. Начиная от Тайваня, с которым не решён вопрос, плюс дискуссии по торговле. Проблемы остались ещё от Трампа, Байден никак их не решил. Конечно, Китай в свете этого опасается, что США наложат санкции на их банки, и их компании окажутся вне игры. У большей части крупных китайских банков очень тесные связи с США, зачем им эти связи разрывать? В Китае четыре крупнейших банка: Торгово-промышленный банк, Банк капитального строительства, Банк внешней торговли и Сельскохозяйственный банк. По объёму уставного привлечённого капитала эти кредитные организации лидируют не только в Китае, но и в мире. Расчёты в них, разумеется, в долларах. В рублях-юанях в Китае работает не так много банков. Вот эту проблему надо всегда иметь в виду.
— рассказал Андрей Островский.
Собеседник издания отметил, что Китай сдерживает тайваньский вопрос: «Если Тайвань объявит о независимости, Китай начнёт военные действия. Заступаться за Тайвань США в этой ситуации не будут. Но при этом американские поставки оружия в Тайвань увеличились, туда выезжает глава конгресса от демократической партии Нэнси Пелоси, которая будет объяснять тайваньцам «политграмоту».
У России есть сопоставимые рычаги воздействия на Китай?
Одно единственное воздействие — наш договор с Китаем от 2001 года с пролонгацией в конце 2020-го. В экономическом плане у нас нет рычагов. Экономика Америки, экономика Китая и экономика России: где мы находимся? Как и в вопросе ВВП, и в объёме внешней торговли с Китаем. О «повороте на Восток» мы говорим уже лет двадцать. Но попробуйте назвать мне более-менее серьёзные проекты с Китаем хотя бы за последние 10 лет. Если Китай ещё раскручивает проекты на нашей территории, то объём инвестиций России в Китай мизерный. Инвестиционное и торговое сотрудничество с Китаем у нас сейчас явно недостаточное. При этом за прошлый год Китай купил 80 млн т российской нефти. Мы вышли на второе место для Китая как импортёр нефти, первое место — у Саудовской Аравии.
— подчеркнул Андрей Островский.