Публикация информационного агентства ©«Спутник» >>>, автор публикации Алексей Сюннерберг
Во Вьетнаме эксперты в области экономики и энергетики всё активнее декларируют необходимость вернуться к начатой в 2009 году и отложенной в 2016 году программы мирного атома. Анализируя в интервью «Спутнику» (вещание на Вьетнам) эту тенденцию, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук профессор Владимир Мазырин отмечает: «Расчёты 2016 года были ошибочны»
В 2016 году Вьетнам не отказался полностью от программы ядерной энергетики, он лишь временно прервал её реализацию по экономическим и финансовым соображениям. Однако за прошедшие 6 лет экономическая обстановка во Вьетнаме существенно изменилась и вошла в противоречие с теми расчётами, которые были сделаны в обоснование временного отказа от атомной программы. В 2016 году вьетнамские специалисты ссылались на снижение потребностей страны в электроэнергии и рассчитывали, что это снижение будет длиться долго. Однако в реальности тогда имел место обычный циклический спад в экономике Вьетнама, происходящий как правило каждые 10–11 лет. Ныне экономика Вьетнама активно развивается по индустриальному пути, в эксплуатацию вводится большое число новых промышленных объектов. Рост уровня жизни населения ведет к тому, что уже не только в городах, но и в сельской местности начинают применять всё большее количество электротехники, что ведёт к постоянному росту бытового потребления электроэнергии. Так что шестилетней давности оценки энергетических потребностей и возможностей их удовлетворения во Вьетнаме были ошибочными.
По мнению российского эксперта показательно, что сегодня призывы вернуться к атомной программе звучат не на официальном уровне, а идут от специалистов, инициируются в самой энергетической отрасли. На официальном уровне планов возвращения к атомной программе пока нет. В национальном плане развития электроэнергетики на 2021-2030 годы упоминание об АЭС отсутствует. Вероятно, по этому вопросу ведётся некая дискуссия, борьба разных позиций, причём не столько экономических, сколько политических, полагает профессор Мазырин.
Нефтегазовый сектор Вьетнама и интересы американского бизнеса
Всё это решается сегодня на фоне беспрецедентного давления США на все страны, в том числе и на Вьетнам. Давление это произрастает прежде всего из соображений интересов американского бизнеса, корпораций нефтегазового сектора. По моему мнению, американцы уже давно решили захватить нефтегазовый сектор Вьетнама, и достаточно успешно в этом продвинулись. Думаю, что и решение 2016 года по атомной программе без их влияния не могло быть принято. Одновременно они продвигают проекты перехода к возобновляемым источникам энергии и к сжиженному газу. Терминалы по его приёму уже строятся. Складывается парадоксальная ситуация. Вьетнам, обладающий крупнейшими в ЮВА запасами природного газа, добыча которого, кстати, в основном ведётся при участии России, под давлением США ориентируется на приём газовозов из США. Причём сжиженный газ значительно дороже природного, добываемого во Вьетнаме. В республике также началось строительство объектов солнечной и ветряной энергетики. Однако они, при высокой затратности, способны покрыть лишь малую часть потребностей страны, тем более что, как известно из мирового опыта, ни солнечные, ни ветряные станции не могут обеспечивать снабжение крупных промышленных объектов, где требуются постоянные мощные источники энергии.
В рамках этого курса, под давлением западных партнёров, Вьетнам начал сокращать добычу угля и строительство ТЭС. В итоге уже на официальном уровне Министерство энергетики СРВ предупреждает, что в сухой период, когда производство энергии на гидростанциях сокращается, в стране будет ощущаться нехватка угля. И эта картина не только на ближайшее лето, но и на будущие сухие сезоны. Отсюда вывод: необходимо создавать серьёзные энергогенерирующие мощности. Тут есть два резерва: возврат к ТЭС и ввод в строй атомных электростанций. К 2016 году уже были готовы расчёты, проект и технология первой из них, которую должна была построить Россия в провинции Ниньтхуан. Если бы атомный проект не был отложен, эта станция сегодня уже бы работала, - констатирует профессор Мазырин.
Скорейший возврат к атомной энергетике неизбежен
Я думаю, что в ближайшей перспективе возврат к атомному проекту неизбежен, иначе вьетнамская экономика останется без необходимого объёма электроэнергии, и все планы её развития будут в той или иной степени сорваны. А самый простой путь для скорого возобновления атомной программы – это возвращение к тем заделам, которые существовали к 2016 году, и к тем площадкам, которые были выделены для строительства АЭС для России, Японии и ряда других стран.
Кто может участвовать в строительстве АЭС во Вьетнаме?
Как, по мнению российского эксперта, может выглядеть сегодня список стран-потенциальных строителей АЭС во Вьетнаме?
Я думаю, хотя очень хотел бы в этом ошибиться, что у России никаких шансов нет – по политическим мотивам. России, конечно, такой проект не отдадут. И дело тут не во Вьетнаме, а в тех, кто по всем линиям оказывает на него влияние. Если против России вводятся санкции, если коллективный Запад её отовсюду выдавливает, то какие могут быть крупные проекты? Скорее всего тут будут лидировать Япония, Южная Корея, Франция, возможно Тайвань.
Уникальный российский проект – плавучие АЭС
Однако, если говорить о передовых технологиях, то представитель «ПетроВьетнама» в России, с которым я недавно беседовал, отметил, что в своей ядерной программе Вьетнаму следует переходить к малым формам атомной энергетики. То есть - строить не ядерные гиганты по тысяче мегаватт, а объекты более скромных масштабов. Перспективны также плавучие атомные электростанции. В России такой проект разработан и уже реализован.
«Академик Ломоносов» — российская плавучая атомная электростанция, находящаяся в порту города Певек на Чукотке, самая северная АЭС в мире. Она состоит из плавучего энергетического блока мощностью 70 МВт., береговой площадки с сооружениями, обеспечивающими выдачу электрической и тепловой энергии потребителям, а также гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку в акватории. Может быть использована для опреснения морской воды, объемом от 40 до 240 тыс. кубометров пресной воды в сутки. Может обеспечивать электроэнергией населенный пункт с численностью населения около 100 тысяч человек. Госкорпорация «Росатом» уже работает над вторым поколением плавучих атомных станций. Там планируется оптимизировать энергоблок, сделав его меньше и доведя его мощность до 100 МВт.
Подобных технологий в других странах нет. И если во Вьетнаме выберут и такой вариант, то это, на мой взгляд, будет единственная возможность для России вернуться в атомную программу Вьетнама, – полагает профессор Мазырин.