Вьетнам – опора России в ЮВА
Комментируя в интервью «Спутнику» визит в Ханой министра иностранных дел России Сергея Лаврова, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук профессор Владимир Мазырин обращает особое внимание на то, что в ходе переговоров в Ханое Вьетнам подтвердил свою позицию опоры России в ЮВА. По мнению российского эксперта, с точки зрения российских экономических интересов это - важнейшее содержание визита. Поскольку перед Россией в нынешних условиях стоит непростая задача – компенсировать вызванное западными санкциями сокращение внешней торговли и реализовать свои надежды на страны Востока.
Экономическое партнерство не должно уступать политическому
К сожалению, в настоящее время экономическое сотрудничество России и Вьетнама сильно уступает сотрудничеству в политической сфере, в сфере национальной безопасности, в военно-технической отрасли. В области экономики на достаточно высоком уровне находится лишь взаимодействие в энергетике. В ходе переговоров в Ханое было отмечено, что Вьетнам продолжит это сотрудничество с Россией, совместные энергетические проекты как во Вьетнаме, так и в России будут продолжаться.
Профессор Мазырин также обратил внимание на мнение вьетнамского эксперта, который, комментируя в интервью «Спутнику» визит, предположил, что Вьетнам мог бы предложить России услуги своего флота, морского фрахта, которых Россия в значительной степени лишилась в связи с западными санкциями.
Имеется также большой потенциал в сфере железнодорожных перевозок товаров между Ханоем и Москвой – они уже выполняются двумя российскими компаниями. Важно также, что Вьетнам не боится санкций. Я полагаю, что если даже Ханой будет противостоять западным экономическим санкциям против России, США не применят против него никаких вторичных и иных санкций, разве что пожурят его.
Донг и рубль должны заменить доллар и евро
Для поддержания и развития товарооборота, который, по данным первого квартала нынешнего года, сильно сократился, чрезвычайно важное значение имеют взаиморасчёты, – уверен российский эксперт.
Если в национальной валюте, в российских рублях и вьетнамских донгах они будут расширяться, то это - решение проблемы. Ведь подавляющая часть взаиморасчётов между российскими и вьетнамскими резидентами велась через западные банки. Понятно, что эти каналы перекрываются. Так что расчёты в национальных валютах России и Вьетнама – это единственный путь поддержания нашего товарооборота.
Ставка – и на сельхозпродукцию
Важное значение для обеих стран имеет, по мнению российского эксперта, торговля сельхозпродукцией.
Вьетнам в последние годы, благодаря Зоне свободной торговли, увеличивает в России закупки пшеницы, кукурузы, мучных продуктов. Если Вьетнам продолжит эти закупки в нарастающих объёмах, это стало бы существенным вкладом в развитие наших торгово-экономических отношений. Причём Вьетнам в этом плане может выступать и в качестве посредника. Ведь те страны, которые из-за санкций лишились возможности закупать в России зерно напрямую, вполне могли бы закупать российское зерно во Вьетнаме. Не теряет своей актуальности и реализуемый в России вьетнамский проект молочного животноводства. Для российского рынка представляет большой интерес такая вьетнамская продукция как чай, кофе, чёрный перец, морепродукты.
Слова требуют подкрепления делами
Для нашей страны, - отмечает в заключение профессор Мазырин, - безусловно важны заявления, прозвучавшие в ходе визита с вьетнамской стороны, о том, что Россия является для Вьетнама приоритетным партнёром.
Хотелось бы, чтобы эти слова не осталось только на бумаге, а были бы подкреплено реальными делами. Хотелось бы также считать эти заявления сигналом о начале пересмотра вьетнамской стороной нынешней архитектуры международных отношений, пересмотра, который уже происходит в России. Это сейчас является самым главным для российско-вьетнамских отношений. Думаю, что об этом тоже шла речь в ходе визита.