Визит Блинкена в Китай – удача или провал?

В журнале «Международная жизнь» вышла статья главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» Института Китая и современной Азии РАН Владимира Петровского.


«Скорее, удача, чем нет», так поспешно некоторые западные эксперты оценили результаты визита Госсекретаря США Блинкена в Китай по двум видимым причинам.

Во-первых, визит завершился удачно для американцев с протокольной точки зрения – визитера все-таки принял председатель КНР Си Цзиньпин. Он заявил Блинкену, что в стабильности китайско-американских отношений заинтересован весь мир, и «планета достаточно велика, чтобы обеспечить соблюдение интересов обеих стран». КНР уважает интересы Соединенных Штатов и не стремится бросить им вызов. Так же и США должны уважать Китай и не должны ущемлять его законные права и интересы. Ни одна из сторон не должна лишать другую сторону ее законного права на развитие.[1]

Помимо этого, была вполне примирительная тональность беседы, настрой, если не на нормализацию двусторонних отношений, то хотя бы на возможность «управляемого соперничества». И это вторая причина, по которой некоторые эксперты признали визит удачным – особенно на фоне встречи глав дипломатических ведомств двух стран в Анкоридже в марте 2021 г. Тогда американская сторона позволила себе менторский тон и пыталась поучать Китай в лице министра иностранных дел Ван И и куратора внешней политики Ян Цзечи, но наткнулась на публичный отпор, что в результате привело к дипломатической  перепалке.

Визит госсекретаря США планировался на начало 2022 г., но был отложен из-за истории с китайским метеозондом и последовавшей за ней антикитайской истерией. Накануне визита в Госдепартаменте сообщили, что Блинкен будет ставить перед собой в Пекине три цели: создание открытых каналов связи для того, чтобы не допустить выхода конкуренции между США и КНР из-под контроля; отстаивание в ходе предстоящих переговоров ценностей и интересов США, и рассмотрение возможностей налаживания двустороннего сотрудничества по транснациональным вызовам, включая климат, глобальную макроэкономическую стабильность и др.[2]

Отсюда спокойный, на сей раз без скандалов, тон переговоров, которые продлились много часов. Однако глава МИД КНР Цинь Ган дал неутешительную оценку нынешнего состояния отношений с Вашингтоном, отметив, что они находятся на самом низком уровне с момента их установления. А другой собеседник Блинкена, куратор внешней политики в китайском руководстве Ван И «потребовал прекратить раздувать "теорию китайской угрозы", отменить незаконные односторонние санкции против Китая, перестать оказывать давление на научно-техническое развитие Китая и произвольно вмешиваться во внутренние дела Китая».[3]

То есть визит стал не «переговорным», нацеленным на достижение каких-то конкретных результатов, а скорее очередной возможностью высказать друг другу свои взгляды на взаимные отношения и проблемы. Но в текущих обстоятельствах уже и это - позитивная тенденция. При этом очевиден настрой Китая не довольствоваться более словесными заверениями из Вашингтона о стремлении развивать двусторонние отношения, если это не подкрепляется реальной политикой.

При этом по итогу визита без непредвиденного инцидента все-таки не обошлось, менее чем через сутки после завершения визита Блинкена президент Байден, непонятно зачем, назвал председателя КНР «диктатором», от чего его окружение в Белом доме «вздрогнуло» и принялось неуклюже объяснять, что это было. Бездумная (или осознанная?) эскапада Байдена вызвала ожидаемо резкую реакцию в Пекине.  МИД КНР выступил с крайне резким заявлением, назвав подобные высказывания «посягательством на политическое достоинство Китая и открытой политической провокацией». Нивелирует ли это высказывание Байдена итоги визита? Думаю, мы скоро узнаем. Разрядки не произошло, а последствия, скорее всего, будут.

Итогом визита  стало отсутствие прогресса в американо-китайских отношениях. Все острые проблемы, будь то тайваньский вопрос, возобновление военных контактов или украинский кризис, в той трактовке как их видит Вашингтон, не нашли никакого понимания со стороны Пекина.

У визита Блинкена есть и еще одно измерение: в Кремле назвали заявление Байдена «непонятной компенсацией» примирительных заявлений госсекретаря в Пекине. Пресс-секретарь президента России Д. Песков заявил, что у России нет основания для какого-либо беспокойства в связи с данным визитом, подчеркнув, что «у нас есть свои плохие отношения с США и свои очень хорошие отношения с Китаем». Это важная констатация, которая подчеркивает, что сейчас уже не осталось даже намека на улучшение российско-американских отношений, но есть взаимопонимание с Китаем  по  большинству проблем быстро меняющейся мировой геополитики. 


[1] «Председатель КНР встретился в Пекине с госсекретарем США». https://rg.ru/2023/06/19/predsedatel-knr-vstretilsia-v-pekine-s-gossekretarem-ssha.html

[2] «Блинкен отправляется с визитами в Пекин и Лондон». https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18045201

[3] «Энтони Блинкен продвинулся в партийной иерархии». https://www.kommersant.ru/doc/6054662?from=main


Читайте материал на сайте журнала «Международная жизнь».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: AP / Leah Millis