Визит Пелоси закончился - все только начинается?

Опубликована новая колонка главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» Института Китая и современной Азии РАН Владимира Петровского в онлайн-издании «Международная жизнь» об ответных мерах Китая на визит Пелоси на Тайвань.


Если иметь в виду ответные меры Китая на визит Нэнси Пелоси, то - да, учитывая особенности китайской стратегической культуры. Ответ приходит не сразу, он носит комплексный и тщательно продуманный характер.

В первую очередь с китайской стороны последовали дипломатические формулировки, причем весьма сильные. Накануне, в ходе визита в Пномпень, глава МИД КНР Ван И заявил: «Фарс, срежиссированный Соединенными Штатами под видом, так называемой демократии, нисколько не повлияет на продвижение Китаем великого дела национального воссоединения, петля на шее "независимости Тайваня" может лишь затягиваться туже и туже».[1]

Конкретные меры также не заставили себя долго ждать. Китай объявил целый ряд санкций против Тайваня (наиболее болезненные из них – запрет на поставки кремниевого песка для производства микрочипов). Китай провел крупномасштабные учения с боевой стрельбой в районе Тайваня, которые были оценены официальным Тайбеем как «беспрецедентные». Они прошли по всему периметру острова, фактически блокируя морской и воздушный трафик в республику. При этом Пекин продлил военные учения в акватории и воздушном пространстве вокруг Тайваня.

По прогнозам, такие учения могут стать постоянными, а их масштаб будет нарастать. Это дает военным экспертам основания говорить об отработке с китайской стороны «силового» решения тайваньского вопроса. По их оценкам, вероятность такого сценария возросла, а сроки возможного осуществления приблизились. «Сейчас речь идет только о том, смогут ли вооруженные силы Тайваня продержаться до подхода США, — полагает, в этой связи, Василий Кашин. — В их способность защитить остров самостоятельно никто уже всерьез не верит».[2]

Что касается собственно американо-китайских отношений, то визит Пелоси нанес по ним такой удар, который многие считают непоправимым. Пока по инициативе Китая объявлено о прекращении контактов с США по восьми направлениям: отменены консультации по вопросам морской безопасности и рабочие встречи с представителями Минобороны США, приостановлены диалог на уровне региональных военных командований, контакты по вопросам правосудия, по изменению климата, а также по борьбе с незаконной миграцией, наркотиками и международной преступностью.

Также приостановлена работа ряда китайских компаний по инвестициям в некоторые чувствительные сферы экономики США. Мы помним, что еще в июне американская администрация подумывала об изменении некоторых тарифов в торговли с Китаем, так как многие из них «не имеют стратегической цели». Однако сейчас, похоже, об этом можно забыть, и американо-китайская торговая война может развернуться с новой силой.

Основы доверия между Пекином и Вашингтоном фундаментальным образом подорваны. В этой связи в Москве обратили внимание на то, что мощный информационный фон вокруг визита «отбросивший на второй план Украину, делает Киев одной из главных проигравших сторон, укрепляя при этом стратегические позиции Москвы. После того как Нэнси Пелоси перешла «красную линию» в американо-китайских отношениях, любые новые претензии к Китаю в связи с его действиями по отношению к украинскому кризису становятся неуместными».[3]

В целом же можно говорить о том, что американо-китайские отношения уже не будут прежними. Поскольку подорвано доверие, а это главное, то китайская сторона более не будет довольствоваться американскими словесными заверениями о поддержке «политики одного Китая», поскольку эти слова очевидно расходятся с делами.

Поэтому, независимо от конкретных ответных мер Китая, которые уже последовали и еще последуют, можно предвидеть не просто «откат» в американо-китайских отношениях, а их переход в латентную долгосрочную фазу стратегического противостояния, при котором общая позитивная повестка этих отношений будет существенно сокращена.


Публикация доступна по ссылке >>>