Во всем мире жесткие локдауны вводились в первый период эпидемии не для того, чтобы ее полностью ликвидировать, а чтобы выиграть время и подготовить систему здравоохранения к борьбе с новой болезнью

И.о. научного руководителя ИКСА РАН Александр Лукин в беседе с «НГ» ответил на вопрос, могут ли китайские власти отказаться от политики нулевой терпимости и как власти КНР ответят на протесты?


Китай переживает сильнейшую вспышку COVID-19 с начала пандемии. С конца минувшей недели по всей стране, власти которой проводят политику нулевой терпимости к коронавирусу, не утихают массовые протесты против локдаунов.

«В принципе, все возможно, но, упорно проводя эту политику по идеологическим причинам, власти КНР сами загнали себя в угол. Во всем мире жесткие локдауны вводились в первый период эпидемии не для того, чтобы ее полностью ликвидировать, а чтобы выиграть время и подготовить систему здравоохранения к борьбе с новой болезнью, не допустить ее краха из-за чрезмерной нагрузки, создать вакцины и провести вакцинацию. В Китае же власти по какой-то причине решили, что нулевой терпимостью можно вообще не допустить распространения болезни. Видимо, образцом здесь были советские методы борьбы с эпидемиями, например оспой. Хотели также избежать ошибок позднего реагирования, которые были допущены при борьбе с эпидемией SARS в 2003 году. При этом стремления были вполне гуманными: руководство сразу заявило, что ему жизни людей важнее экономических показателей», – рассказал Лукин.

Поначалу жесткие меры дали весьма позитивный результат, отметил эксперт. Если в 2020 году рост китайской экономики значительно снизился (до 2,3%), то в 2021-м, как и во всех странах, его темпы начали быстро восстанавливаться, и рост составил 8,1%. Людей же в Китае от коронавируса погибло намного меньше, чем в США (по официальным данным, около 5 тыс. в КНР и более 1 млн – в США).

«Однако здесь китайская система управления показала все свои негативные черты. Крайняя идеологизированность привела к тому, что власти начали создавать культ из своего метода борьбы с пандемией, утверждая, что он принципиально более эффективен благодаря социализму и мудрому руководству Коммунистической партии. А раз так – то вносить в него изменения крайне трудно, это стало бы уступкой зарубежным критикам. Кроме того, крайняя централизация и несменяемость власти привела к отсутствию желающих указывать руководству на необходимость перемен, так как в таких условиях любое даже разумное практическое предложение становится вопросом политическим. Характерно, что все те, кто мягко выступал за смягчение жестких мер по борьбе с пандемией, прежде всего премьер Ли Кэцян, потеряли свои посты на недавно прошедшем XX съезде КПК», – подчеркнул Лукин.

В результате китайское руководство просмотрело недовольство населения жесткими методами, которые приводили к проблемам у самых разных слоев населения, прежде всего мелкого и среднего бизнеса, на котором, собственно, и стоит китайская экономика. Вместо того чтобы вовремя заметить недовольство и смягчить меры, в Китае с начала этого года в крупнейших городах начали вводить новые локдауны.

По словам эксперта, рост ВВП в этом году опять прогнозируется меньше 3%, многие предприятия терпят убытки, бизнесмены не могут не только ездить за границу, но и свободно передвигаться внутри страны. Что будет делать руководство в этой ситуации – не вполне ясно. Но все варианты теперь для него плохи. Если смягчить меры, это неизбежно приведет к росту заболеваемости и краху всей идеологической конструкции о превосходстве китайских методов борьбы с болезнями. Что может поставить под вопрос и другие методы управления КПК. Если же этого не сделать, то будут нарастать проблемы в экономике. При этом недовольство населения усилится в любом случае.

«Конечно, антикоммунистические лозунги для руководства КПК неприемлемы, – убежден эксперт. – Поначалу власти попытаются дождаться спада протестов, чтобы потом заняться их зачинщиками. Но если протесты будут разрастаться, возможны и более жесткие меры. На явные уступки сразу власти скорее всего не пойдут, но впоследствии что-то делать им все же придется. Китайская экономика сильно зависит от сотрудничества с внешним миром, и страна не может быть закрыта вечно». 


Публикация доступна по ссылке >>>