ВСМ особенно нужны для китайской экономики

В 2024 году общая длина линий всех высокоскоростных железных дорог Китая превысит 46 000 км. На данный момент в Китае работает одна из крупнейших железнодорожных сетей мира, а высокоскоростные поезда Гаоте со средней скоростью от 300 км/ч курсируют по всей стране, что делает транспортное сообщение невероятно удобным и доступным для каждого. Однако Китай пришел к этому не сразу: в 1994 году начались первые обсуждения проекта создания высокоскоростной магистрали Пекин-Шанхай.

О том, почему китайские власти решили вкладывать такие значительные ресурсы в развитие железнодорожных сетей, «Российской газете» пояснил кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа ИКСА РАН Иван Зуенко:

«Активная фаза создания сети ВСМ пришлась на период, когда для поддержания высоких темпов экономического роста китайское правительство принялось вкладывать грандиозные средства в инфраструктуру. Строительство ВСМ давало (и дает!) мультипликативный эффект: зарабатывают компании, производящие стройматериалы, которые строят мосты, туннели и так далее. Новые вокзалы создают новые точки роста на периферии городов. Новые ветки ВСМ оживляют экономику бывших сельских районов. Нужно понимать и тот факт, что для такой крупной по территории страны, как Китай, жизненно необходимы средства, позволяющие приблизить отдаленные районы друг к другу, объединить страну. Вот почему для китайской экономики ВСМ особенно нужны и почему власти сделали ставку на их развитие».

<...>

Иван Зуенко также рассказал о возможности создания масштабной и развитой транспортной сети таких поездов в обозримом будущем: «Проект CASIC, строго говоря, это не ВСМ, а аналог Hyperloop. Это проект, предполагающий аэродинамическую форму поезда и движение его на магнитной подушке внутри туннеля в среде с низким вакуумом. Это проект "технологии будущего", и относиться к нему нужно именно так. Только эксперименты покажут, насколько он применим и выгоден. Например, в Шанхае уже 20 лет действует ветка, по которой двигаются поезда на магнитном подвесе. Для своего времени это была такая же футуристичная технология, какой сейчас воспринимается проект CASIC. Однако практика показала, что массовое строительство таких линий нецелесообразно. Это не значит, что технология не работает. Возможно, в будущем к ней вернутся. Но в обозримом будущем нельзя говорить о создании маглевной сети в таких масштабах, как это происходит с ВСМ».

 

Полностью материал доступен на сайте «Российской газеты».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС