25 января 2021 г. руководитель Центра японских исследований ИДВ РАН Валерий Олегович Кистанов выступил на круглом столе, проведенном совместно Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, а также комитетом Совета Федерации по международным делам, на тему «Современные принципы оборонной политики Японии. Необходимость укрепления национальной безопасности Российской Федерации».
Ниже следуют тезисы его выступления:
В настоящее время с целью элиминирования, как считает Токио, растущих военных вызовов и угроз со стороны Китая, Северной Кореи, а также России, Япония активно действует в двух направлениях. Во-первых, продолжает интенсивно укреплять военное сотрудничество с Соединенными Штатами. Прошедший в 21 января виртуальный саммит двух стран явился очередной заметной вехой на пути усиления японо-американского альянса. В частности, на встрече премьер-министр Кисида выразил поддержку усилиям президента Байдена по сдерживанию России в том числе в случае нападения России на Украину.
Во-вторых, Япония наращивает собственный военный потенциал, зачастую вопреки духу и букве собственной мирной конституции. Примером тому служит недавнее переоборудование двух вертолётоносцев в авианосцы. В стране полным ходом идет обсуждение идеи обзаведения потенциалом нанесения превентивного удара по базам противника. В связи с этим Япония рассматривает возможность вооружения своих подводных лодок крылатыми ракетами большой дальности.
До конца текущего года администрация Кисиды намерена обновить такие базовые документы, как Стратегия национальной безопасности, Руководящие принципы программы национальной обороны и очередная пятилетняя программа военного строительства. В повестке политического руководства Японии значится пересмотр конституции страны с целью узаконивания ее Сил самообороны в качестве «нормальных», в кавычках, вооруженных сил.
Токио неуклонно и быстрыми тепами увеличивает свои военные расходы. Фактически начало реализовываться обещание правящей Либерально-демократической партии, данное на выборах в Нижнюю палату в октябре прошлого года, добиваться увеличения расходов на оборону в размере свыше 2% ВВП, то есть до среднего уровня стран НАТО. При этом надо помнить, что по размерам своего ВВП Япония является третьей державой мира после США и Китая.
Москва должна себе четко представлять, что, наряду с западным направлением, на Востоке России также происходит усиление таких серьезных вызовов для ее безопасности, как дальнейшее укрепление японо-американского договора безопасности и зримое превращение Японии в мощную военную державу, обладающую самыми современными видами вооружений и стремящуюся повысить свою военную роль на международной арене. В этих условиях, как представляется, России наряду с принятием адекватных мер по укреплению обороноспособности своего Дальневосточного региона необходимо наладить устойчивый диалог с Японией для снятия взаимных претензий и обеспокоенности в области безопасности, в том числе предложить японской стороне возобновить контакты в формате «два плюс два» с участием министров обороны и иностранных дел обоих государств.