За последние 20 лет ШОС добилась больших успехов

И.о. научного руководителя Института Китая и современной Азии РАН Александр Лукин в интервью газете «Гуанмин жибао» рассказал о предстоящем саммите ШОС.


Председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в 22-м заседании Совета глав государств-членов ШОС в Самарканде с 14 по 16 сентября, а также совершил государственные визиты в Республику Казахстан по приглашению Президента Республики Казахстан Токаева и Президента Республики Узбекистан Мирзиёева. Китай и Россия являются членами ШОС, и в настоящее время китайско-российское всеобъемлющее стратегическое координационное партнерство в новую эпоху постоянно выходит на новый уровень.

Гуанмин жибао: Совет глав государств-членов является высшим руководящим органом ШОС, который определяет приоритетные направления и основные направления своей деятельности, принимает решения о принципах внутренней структуры и функционирования, сотрудничества с другими странами и международными организациями, изучает наиболее актуальные международные вопросы. Какие новые черты и новые ситуации будут озвучены на заседании Совета глав государств в Самарканде?

Лукин: За последние 20 лет ШОС добилась больших успехов. В начале своего создания организация, позиционирующаяся в Евразийском регионе, определила три основных направления деятельности, а именно: укрепление сотрудничества в сферах безопасности и внешней политики, углубление обменов в культурной, научной, спортивной и других культурных сферах, содействие экономическому взаимодействию. Нет сомнений в том, что сфера безопасности является наиболее развитым и передовым направлением ШОС. Сотрудничество в военной области идет быстрыми темпами, причем вооруженные силы государств-членов проводят совместные учения «Миссии за мир» почти каждый год, как и силы специального назначения и правоохранительные органы. В 2019 году в рамках принятой в Бишкеке Кыргызстане Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на период 2018-2023 годов в государствах-членах ШОС проведена международная антинаркотическая операция «паутина». Координация в рамках Ташкентского регионального контртеррористического органа достигла очень высокого уровня. Как отметил Президент Путин в своем выступлении на Душанбинском саммите ШОС в сентябре 2021 года, ШОС по праву является одним из наиболее влиятельных центров в многополярных рамках международного сотрудничества, внося весомый вклад в обеспечение безопасности, устойчивого социально-экономического роста и поддержание международного мира и стабильности в Евразийском регионе.

Россия и Китай должны активно продвигать различные инициативы сотрудничества в области безопасности и экономики ШОС. В области безопасности важнейшей мерой является рассмотрение вопроса об укреплении антитеррористического сотрудничества между незападными странами, включая Россию и Китай, путем рассмотрения вопроса о реструктуризации регионального контртеррористического органа ШОС в Ташкенте в мировой центр для стран ШОС по противодействию вызовам и угрозам безопасности. В целях обеспечения безопасности в Евразии странам ШОС также необходимо укреплять коммуникацию и координацию по всем направлениям, включая обеспечение информационной безопасности, борьбу с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. Например, созданы Центр информационной безопасности Казахстана, Антикоррупционный центр Кыргызстана и Центр по борьбе с наркотиками Таджикистана.

Гуанмин жибао: Перед лицом нынешней сложной международной и региональной ситуации, как должны реагировать Китай и Россия?

Лукин: Сложность ситуации на Украине привела к усилению укрепления альянса США с Европой и усилению давления на Россию. В Азиатско-Тихоокеанском регионе администрация Трампа впервые начала «торговую войну», направленную на замедление развития Китая и ослабление международного влияния Китая. Последующая администрация Байдена собрала некоторые страны, чтобы сформировать небольшие группы, такие как Четырехсторонний диалог по безопасности и Трехсторонний механизм партнерства в области безопасности, с целью сжатия дипломатического пространства между Россией и Китаем и создания «изолированной атмосферы» между Россией и Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По тайваньскому вопросу администрация Трампа открыто начала откровенные провокации, а администрация Байдена активизировала свои усилия с целью выхолостить принцип одного Китая во многих американских политических документах и двусторонних соглашениях, тем самым еще больше обострив напряженность в Восточной Азии.

В условиях сложившейся ситуации Россия и Китай должны осуществлять двустороннее и незападное сотрудничество в различных сферах в рамках международных организаций, чтобы компенсировать давление со стороны США и Запада. Среди них особенно важно в полной мере играть роль БРИКС, ШОС, АСЕАН и других групп и организаций.

Гуанмин жибао: Как вы думаете, какой вопрос является наиболее важным для обсуждения в настоящее время?

Лукин: В целом, первое – это обсуждение текущей ситуации и развития международной обстановки, то есть отстаивание международно-правовой системы, сложившейся после Второй мировой войны с Организацией Объединенных Наций в ее основе, демократизация международных отношений, противодействие гегемонистской политике, проводимой США и их союзниками, и превращение мира в многополярный. Во-вторых, необходимо обмениваться мнениями о мировом экономическом порядке, то есть сохранять открытость, противостоять различным незаконным санкциям, содействовать неполитизированному многостороннему экономическому сотрудничеству. В-третьих, изучить перспективы углубления двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем, стремиться к созданию взаимовыгодных и взаимовыгодных рамок российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. В сегодняшней очень сложной международной обстановке все эти вопросы стали еще более важными.

Гуанмин жибао: В каком отношении Китай и Россия установили отношения «спина к спине, плечом к плечу»?

Лукин: С начала этого года Китай, как всегда, продолжает оказывать твердую поддержку России, не только не участвуя в санкциях против России, но и отказываясь от снижения уровня торгового сотрудничества с Россией и расширения масштабов экономического сотрудничества. Нет сомнений в том, что эта поддержка взаимовыгодна. Например, выход китайских компаний на российский рынок и замена китайских товаров США и их союзниками по эмбарго сыграли важную роль в поддержании стабильности российской экономики, а также сделали некоторые китайские сектора экономики более успешными. Ярким проявлением является то, что экспорт Россией нефти, природного газа и сельскохозяйственной продукции в Китай значительно увеличился.

В то же время Россия и Китай совместно противостоят новым угрозам, создаваемым безответственной политикой безопасности, в том числе проводимой Соединенными Штатами и Западом, которые бросают вызов международному режиму ядерного нераспространения. По украинскому вопросу США и НАТО заняли односторонние и неконструктивные позиции по поставкам современного оружия Украине, что фактически провоцирует глобальный ядерный конфликт. Как ответственные ядерные державы, Россия и Китай высказались скоординированным образом, вернув некоторых горячих людей в блоках США и НАТО.

По подавляющему большинству вопросов, касающихся глобальных и региональных отношений, Россия и Китай разделяют одни и те же или схожие позиции. На глобальном уровне и Россия, и Китай выступают за многополярный мир, основанный на международном праве, мировую экономику, основанную на свободной торговле, и против использования односторонних санкций для оказания политического давления, основанного на устаревших протекционистских концепциях. По региональным вопросам Россия и Китай имеют широкий консенсус по ядерной проблеме Корейского полуострова, иранским ядерным переговорам и сирийскому вопросу. В настоящее время две страны должны активно реализовывать существующий консенсус и укреплять сотрудничество в различных областях.


Публикация доступна по ссылке >>>