И.о. научного руководителя Института Китая и современной Азии РАН Александр Лукин прокомментировал «НГ» прогноз экономики КНР.
В результате локдаунов из-за вируса, ретивой борьбы властей с коррупцией и кризиса на рынке недвижимости экономика Поднебесной может рухнуть. Такой вывод западные СМИ делают на основе оценки, которую дал Всемирный банк (ВБ). Он утверждает, что впервые с 1990 года Китай обойдут развивающиеся государства Азии. Их экономика увеличится в 2022 году на 5,3%, а китайская – на 2,8%. Поскольку замедление происходит на фоне подготовки к съезду КПК, Пекин по-новому формулирует задания чиновникам. Цифра в 5–5,5%, намечавшаяся ранее, не упоминается.
В беседе с «НГ» Александр Лукин отметил: «Китайские прогнозы роста экономики в нынешнем году несколько выше, чем у Всемирного банка, – более 4%. Но показательно, что перед съездом прогнозы не уменьшили, а изменили официальную формулировку. Раньше планировалось 5,5%, а теперь конкретную цифру не указывают, а говорят: показать максимально высокий результат. Видимо, не хотят на съезде признать, что план не выполнен. Это понятно. Ситуация неоднозначная. Тут есть два момента. Экономика показывала 30 лет темпы под 10% роста. Это не может продолжаться бесконечно, как видно на примере Германии, Италии после войны, а впоследствии Японии, Южной Кореи. Второй момент – рукотворный: не вполне рациональная экономическая политика. Меры по пандемии гуманные. Они спасли множество жизней. В Китае смертность на порядок ниже, чем в развитых странах. С другой стороны, они нанесли большой вред экономике. В крупнейших городах прекращалась любая экономическая деятельность на несколько месяцев. Внесет ли съезд изменения, пока не ясно. Негативно сказались на росте меры, принятые против крупнейших конгломератов, таких как Аlibaba. Они допускали нарушения правил, но, с другой стороны, это был локомотив экономики».
Замедление в Китае на мировой экономике отразится отрицательно. Ведь китайская экономика чрезвычайно тесно с ней спаяна. Что касается России, то потенциально снижение потребностей в российском сырье может негативно сказаться на взаимосвязях. В то же время Китай покупает российские нефть и газ про запас, ведь они продаются с большой скидкой. «Но есть, возможно, положительный аспект замедления. Думаю, Китай не захочет терять долю российского рынка и увеличит поставки продукции машиностроения и современных технологий, несмотря на санкции», – заключил Лукин.