Библиотека / Периодические издания
Проблемы Дальнего Востока / Far Eastern Studies • № 4 / 2021
В этом номере – российско-китайские отношения в новую эпоху, позиция Тайваня о правах на объекты и пространства Южно-Китайского моря, вектор эволюции КНДР, итоги переписи населения Китая в 2020 году, перспективы развития коридора Китай – Монголия – Россия и другое.
Содержание
Круглый стол
Политика
Экономика
Государство и общество
Дискуссионная трибуна
История
Культура
Философия
Юбилей ученого
Диаспоральная политика КНР от Цзян Цзэминя до Си Цзиньпина (часть 1)
Афонасьева Алина Владиславовна
Статья посвящена политике КНР в отношении китайской диаспоры в годы правления Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина (с 1993 г. по настоящее время). В этот период происходит эволюция ранее созданных механизмов внешней работы с зарубежными китайцами (хуацяо-хуажэнь), и внутренней работы с хуацяо-хуажэнь, реэмигрантами и родственниками эмигрантов и реэмигрантов (гуйцяо-цяоцзюань) в гибкую систему, способную адаптироваться к китайской и международной действительности, и эффективно привлекать ресурсы диаспоры к реализации масштабных проектов и инициатив КНР.
В первой части статьи дан анализ теоретических воззрений и установок Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина на работу с китайской диаспорой. В частности, теории о зарубежных китайцах как об уникальном ресурсе и преимуществе для масштабного развития КНР; «трех имеющихся больших возможностях» для строительства общества малого благоденствия, борьбы с сепаратизмом и развития народной дипломатии; важного звена в связях Китая с миром и важной опорной силы для стимулирования развития государства. Обозначены руководящие идеологии, ключевые принципы и задачи этой работы. Проанализированы основные направления внешней работы с зарубежными китайцами. Автор акцентирует внимание на защите прав и интересов соотечественников за рубежом, сплочении китайской диаспоры, привлечении хуацяо-хуажэнь к развитию торгово-экономического сотрудничества КНР с иностранными государствами и бизнесом и организации участия хуацяо-хуажэнь в деле воссоединения Родины.
Вторая часть статьи посвящена анализу внутренней работы КНР с делами зарубежных китайцев.
О формировании позиции Тайваня относительно прав на объекты и пространства Южно-Китайского моря
Дикарев Андрей Дмитриевич
В статье освещена история складывания тайваньского дискурса относительно исторических и международно-правовых претензий на территориальные объекты (острова и скалы), пространства и ресурсы Южно-Китайского моря. Сравниваются подходы двух ведущих политических партий Тайваня (Гоминьдан и ДПП) к обоснованию прав на природные объекты в море и прилегающую акваторию. Подробно рассказано о причинах появления и исчезновения в тайваньском законодательстве концепции «исторических вод», на которые якобы должна была распространяться юрисдикция Китайской Республики. Освещены мероприятия Тайваня по «эффективной оккупации» двух объектов в ЮКМ (Тайпин и Дунша). Проанализированы изменения в официальной позиции Тайваня при различных администрациях. Соглашаясь во всем, что касается острова Тайпин, Гоминьдан и ДПП расходятся в отношении всех прочих участков суши в ЮКМ. При рассмотрении подходов к трактовке пресловутой «U-образной линии» выявляется фактическое смыкание внешнеполитических позиций КНР и Гоминьдана, вытекающее из представлений об общекитайской идентичности. Отношение к проблеме ЮКМ со стороны ДПП определяется тайваньской идентичностью ее сторонников. Фиксируется очевидное противоречие: ДПП с одной стороны провозглашает суверенитет Тайваня (Китайской Республики) над всеми объектами ЮКМ, демонстрируя единство «двух берегов пролива» по вопросу территориальной целостности Китая, с другой стороны прагматично признает невозможность фактического осуществления своего номинального суверенитета над спорными территориями, а также его сомнительность с точки зрения международного права. Подробно рассмотрены нюансы отношения Тайваня к вердикту гаагского трибунала по иску Филиппин к Китаю, нашедшие отражение в ряде правительственных заявлений. Определены причины отказа трибунала признать островом Тайпин — крупнейший объект в группе Наньша.
Северная Корея: каков вектор дальнейшей эволюции?
Прозоровский Анатолий Станиславович
Сколько людей живет в Китае: итоги 7‑й Всекитайской переписи населения 2020 года
Баженова Елена Степановна
Островский Андрей Владимирович
Статья анализирует проблемы народонаселения КНР и дает широкую картину демографической ситуации и динамики демографических показателей за последние десятилетия в свете новых статистических данных на основе результатов прошедшей в ноябре 2020 г. 7‑й Всекитайской переписи населения. Итоги переписи дают основания сделать вывод, что под влиянием изменившихся социально-экономических условий и политики народонаселения, проводившейся в течение десятилетий на государственном уровне, в режиме воспроизводства населения происходят кардинальные сдвиги. Они обусловили значительные изменения в демографических характеристиках КНР, среди которых особое значение приобретает проблема стремительного старения населения как результат проводившейся с конца 70‑х гг. ХХ века демографической политики «одна семья — один ребенок».
Представляется своевременным для КНР решение Политбюро ЦК КПК (май 2021 г.) о регулировании возрастной структуры населения за счет стимулирования рождения третьего ребенка в семье. Еще более актуальным представляется последующее решение о снятии всех ограничений на количество детей в семье с целью сдерживания старения населения и увеличения доли населения в рабочем возрасте к 2035 году. Однако это будет сначала сдерживаться нежеланием многих китайских семей, прежде всего городских семей, иметь больше одного ребенка по различным причинам — растущие затраты на воспитание детей, препятствие к карьерному росту и другие факторы. Авторы статьи приходят к обоснованному выводу на основе анализа материалов 7‑й Всекитайской переписи населения 2020 года, что дальнейшие успехи в социально-экономическом развитии Китая в значительной степени будут зависеть от решения демографических проблем в ближайшее десятилетие.
Программа создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия: проблемы и перспективы реализации
Макаров Александр Валерьевич
Макарова Елена Владиславовна
100-летие установления дипломатических отношений между Россией и Монголией, которое две соседние страны будут отмечать 5 ноября 2021 года, дает серьезный повод оценить современное состояние двухстороннего сотрудничества, существующие проблемы и перспективы его развития.
В последние годы вопросы интенсификации российско-монгольских отношений рассматриваются в контексте трехсторонней «Программы создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия». Несмотря на отсутствие в настоящий момент конкретных результатов, в рамках этой программы готовится реализация ряда инфраструктурных проектов, которые должны серьезно усилить экономическую базу сотрудничества России с Монголией и КНР.
В статье анализируются проблемы реализации планов развития транспортной и энергетической инфраструктуры через Монголию, которые рассматриваются в качестве основы трехстороннего сотрудничества. Особое внимание уделяется планам развития железнодорожной сети. Выделяются перспективные направления улучшения трансграничной инфраструктуры в рамках программы создания Монгольского коридора.
Статья подготовлена в рамках государственного задания Байкальского института природопользования СО РАН (№ АААА-А21–121011590039–6) и при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19–014–00002).
Проблема энергетического перехода в Японии и ее решение
Емельянова Олеся Николаевна
В настоящий момент социально-экономическое развитие ведущих стран, которые сегодня развиваются в парадигме капиталистического индустриального уклада, претерпевает структурный кризис. Одновременно с этим серьезно нарастают мировые экологические проблемы, стремительно увеличивается потребление электроэнергии, что в свою очередь означает увеличение спроса на невозобновляемые источники энергии.
Япония в этой ситуации не является исключением. Структурный кризис существующего хозяйственного уклада проявил себя в Японии уже с 1991 г., когда произошел кризис «мыльного пузыря», после которого страна не смогла вернуться к устойчивому экономическому росту периода своего индустриального расцвета. Сегодня комплексное решение перечисленных проблем Япония, как и страны Запада, видит в «энергетическом переходе», для достижения которого разрабатываются меры для перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), в том числе на водородное топливо, которое в перспективе может стать важнейшим ресурсом для успешного перехода в цифровую эпоху.
Основным документом, который регулирует стратегию энергетического перехода Японии, является «Базовый энергетический план» 2003 г., последняя, 5-ая версия которого была принята в 2018 г. Основной целью стратегии является значительное сокращение выбросов углеводорода в атмосферу. Документ представляет дорожную карту для поэтапного движения страны в сторону достижения углеродной нейтральности и содержит рекомендации развития до 2030 г. и 2050 г. Другим важным документом является «Стратегия зеленого роста для достижения углеродной нейтральности к 2050 г.» (2020).
В настоящей статье ставится задача выявить основные факторы, а также проанализировать перспективы энергетического перехода Японии в краткосрочном периоде до 2030 года.
Создание водосберегающего общества в деревне КНР в период 13‑й пятилетки (2016–2020 гг.)
Прохорова Наталья Викторовна
Проблема экономии водных ресурсов в сельскохозяйственном секторе является для Китая особенно актуальной. Еще недавно традиционные способы ведения хозяйства в КНР требовали расходования намного большего объема воды, чем это необходимо, но в XXI веке ситуация стала постепенно меняться. Применение современных технологий и принятые правительством меры для стимулирования водосбережения в сельском хозяйстве обеспечили возможность очень точного контроля процесса водопользования. В статье описан ряд мероприятий, приведших к сокращению водопотребления в сельскохозяйственном секторе и ставших основой для преобразований в хозяйственной деятельности в современной китайской деревне.
Первый Гражданский кодекс нового Китая: вопросы теории и практики
Трощинский Павел Владимирович
1 января 2021 года вступил в силу первый в истории Китайской Народной Республики Гражданский кодекс. Процесс кодификации гражданского законодательства был начат в КНР еще в 50‑е годы ХХ века, однако в силу различных обстоятельств кодекс так и не был принят. Лишь благодаря инициативе генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина работа над содержанием крупного кодифицированного акта правотворчества в гражданско-правовой сфере была успешно завершена и китайский парламент утвердил его в мае 2020 года. Своего рода «экономическая конституция», под которой понимается Гражданский кодекс, призвана регулировать широкий круг гражданско-правовых отношений, всесторонне защищать законные права и интересы широкого круга их участников. Появление Гражданского кодекса в правовой системе Китая явилось важнейшим событием в истории страны, оно осуществилось в рамках широкомасштабной кампании по укреплению законности, усилению принципа верховенства права, управлению государством на основе закона. Содержание Гражданского кодекса КНР представляет значительный теоретический и практический интерес как для российской юридической и синологической наук, так и для всех соотечественников, работающих с Китаем и в Китае. Его исследование требует глубокого погружения в китайскую политико-правовую действительность, понимание основ государственного управления в новую эпоху, учета специфики правовой культуры, правосознания китайских граждан и правоприменительной практики.
Проблемы и перспективы развития КНДР: прогноз 2021
Асмолов Константин Валерианович
Захарова Людмила Владимировна
Начиная с 1990‑х годов в мире вышло немало публикаций, предрекающих скорый «крах северокорейского режима» или смену власти в стране. Однако пока что этого не произошло, и КНДР продолжает существовать в своем прежнем виде. Что приводит к подобным хронически не сбывающимся прогнозам в отношении Северной Кореи, и каковы альтернативные варианты будущего этой страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
Отталкиваясь от ряда несбывшихся предсказаний последнего времени, авторы пытаются объяснить причину этих неудач, тесно связанную с идеологическими рамками, нехваткой информации и зависимостью от определенных источников, что приводит к недооценке возможностей КНДР и неверной интерпретации данных, когда любое событие видится признаком скорого коллапса режима. На основе теоретических подходов Г. Таллока и В.И. Ленина в статье выделены основные типы современных угроз нынешнему политическому режиму (внешнее вторжение, переворот внутри элиты, экономический крах, массовые протесты), а также вероятность их воплощения в жизнь при действующей политике руководства КНДР.
На основе анализа факторов, способных повлиять на ситуацию в Северной Корее, авторы описывают несколько сценариев развития событий в краткосрочной и среднесрочной перспективе. На первом месте по степени вероятности выделяется вариант сохранения статус-кво с пребыванием у власти нынешней правящей элиты. Среди менее вероятных сценариев — «китаизация» вследствие усиления влияния Пекина на Пхеньян; военное обострение, способное привести к вооруженному конфликту на Корейском полуострове; политический и экономический кризис в КНДР.
Вклад отечественных историков в источниковедение первого периода истории Коммунистической партии Китая (1921–1949 гг.)
Сотникова Ирина Николаевна
Статья посвящена обзору вклада отечественных китаеведов в исследования китайской революции и введения в научный оборот исторических источников по истории Коммунистической партии Китая в 1921–1949 гг. Становление историко-партийного источниковедения началось сразу после образования КПК и было связано, прежде всего, с аккумуляцией документов китаеведческими центрами нашей страны и вовлечением исторических источников в научную работу. Публикацией первичных документов и материалов по истории китайской компартии занимались различные организации. С изменениями политической конъюнктуры происходила реорганизация отечественного китаеведения, менялось изучение национально-революционного движения в Китае. Значительный вклад в источниковедение истории КПК внесли сотрудники целого ряда институтов, в особенности коллектив историков Института Дальнего Востока АН СССР/РАН.
«Проект пиньинь цзыму» — эпохальное событие в истории китайской цивилизации, инициированное и поддерживаемое КПК
Алексахин Алексей Николаевич
Создание алфавита и орфограмм слов китайского языка путунхуа (проект «пиньинь цзыму») является эпохальным событием в истории китайской цивилизации. Это вдохнуло новую жизнь в древние китайские иероглифы. Великий «немой» − китайский иероглиф − впервые с 1958 года для всего мира заговорил звуками пекинской речи. Сегодня два вида письменности китайского языка путунхуа, традиционная идеографическая и инновационная фонографическая, эффективно взаимодействуя, обеспечивают лингвокультурное единство китайского социума и научно-технический прогресс КНР. Миллионы людей в Китае и за его пределами изучают китайский язык на основе использования звукобуквенного стандарта слов китайского языка путунхуа. Буквенные орфограммы слов китайского языка обеспечивают теле-интернет коммуникацию сотен миллионов китайцев. Первый латинизированный алфавит в 20 веке для китайского языка был создан в 1929 году при ведущем участии одного из основателей и руководителей КПК Цюй Цюбо (входит в официальный список «100 величайших деятелей нового Китая») под влиянием опыта создания алфавитов для народов СССР в 1921–1926 годах. Китаизированный алфавит, созданный на основе латинских букв, и буквенные орфограммы слов китайского языка являются огромным научным достижением китайских лингвистов. Выдающийся вклад в создание алфавита и орфограмм слов китайского языка путунхуа внёс блестящий китайский лингвист Чжоу Югуан (1906–2017), которого в Китае называют «отцом пиньинь цзыму» или алфавита китайского языка путунхуа. Высшие руководители Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Чэнь И руководили созданием Проекта «пиньинь цзыму». Политическая воля и мудрость высшего руководства КПК в сочетании с творческим гением китайских языковедов обеспечили создание буквенной письменности для народа Китая, что явилось «эпохальным событием в истории развития китайской цивилизации».
Языковое разнообразие Китая и безопасность страны
Завьялова Ольга Исааковна
Китай с его десятками языков малых народов и сохраняющимися китайскими диалектами остается очень разнообразной в языковом отношении страной, и это разнообразие постоянно находит свое отражение во время событий в разных регионах. В 2020 г., в начале коронавирусной эпидемии в многомиллионном Ухане, который входит в ареал распространения северной группы гуаньхуа, разговорники на местных диалектах пришлось срочно составить приезжим врачам. Позже к решению возникших в Ухане языковых проблем подключились местные государственные структуры. Летом 2019 г. языковые противоречия обострились на юге китайского мира — в ходе протестов в Гонконге. Не случайно, что в 2021 г. в серии ежегодников Государственного комитета по работе в области языка и письменности впервые издан специальный том, посвященный анализу языковой ситуации в недавно выделенном важнейшем экономическом кластере — «Регионе Большого залива», объединившем Гонконг и Макао c мегаполисами провинции Гуандун. В соответствии с предложенной моделью, главным устным языком как внутри «Региона Большого залива», так и при контактах со страной в целом, должен стать официальный язык путунхуа, вспомогательным региональным средством общения — кантонский диалект, языками контактов с внешним миром — английский и в Макао отчасти португальский. Для решения внешних и внутренних проблем региона, в том числе в случае экстренных ситуаций, планируется создать структуры с участием лингвистов и с использованием новейших информационных технологий. Обеспечение языкового единства страны рассматривается китайскими властями как одна из важнейших гарантий внутренней и внешней безопасности страны.
Концепция Великого Единения (да тун) в конфуцианском трактате «Кун-цзы цзя юй»
Блажкина Анастасия Юрьевна
В данной статье анализируется концепция Великого Единения (да тун), текстуально закрепленная в главе «Ли юнь» трактата «Кун-цзы цзя юй». Концепция Великого Единения полагается конфуцианскими мыслителями как идеальное состояние, в котором пребывала Поднебесная в период золотой древности, и когда в рамках социально-политического космоса осуществлялось добродетельное управление, которое предполагало как духовное, так и материальное процветание. Великое Единение представляет собой общество онтологической свободы, которая сближается с конфуцианской идей «следования середине» (чжун юн). Великое Единение осмысляется как состояние стремления к общему благу, и нивелирование стремления к индивидуальной выгоде. Великое Единение является высшей ступенью социально-политической реформации Поднебесной для конфуцианской традиции. Данная концепция имеет прямое отношение к современной политической культуре Китая. Она получила свое воплощение в идее «Сообщества единой судьбы человечества» (жэньлэй минъюнь гунтунти), выдвинутой генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпином в ноябре 2012 г. на 18 Всекитайском съезде КПК. В рамках данной статьи раскрывается основное идейное содержание главы «Ли юнь» из трактата «Кун-цзы цзя юй», а также проводится ее предварительное сопоставление с одноименной главой из знаменитого письменного памятника «Ли цзи». Глава «Ли юнь» из конфуцианского трактата «Кун-цзы цзя юй» рассматривается автором данной статьи как новый, мало изученный источник для исследования раннеконфуцианской традиции. Настоящая глава отражает глубокое теоретическое содержание всего письменного памятника «Кун-цзы цзя юй» и представляет ценность для всей историко-философской науки.
Издается с марта 1972 г., выходит 6 раз в год. Ведущее в России комплексное мультидисциплинарное издание по актуальным проблемам развития современного Китая, других стран Восточной Азии, их связям и отношениям с Россией. Издается ФГБУ «Российская академия наук» (РАН) под научно-методическим руководством Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН.
Учредителями журнала являются Российская академия наук и Институт Дальнего Востока РАН.
ISSN 0131-2812
e-ISSN 2712-9098
Номер свидетельства и дата регистрации СМИ: № 0110158, 05.02.1993
Журнал «Проблемы Дальнего Востока» включен в РИНЦ, входит в список ВАК, ядро РИНЦ и в базу RSCI.
mamakhatov@iccaras.ru Уянаев Сергей Владимирович заместитель директора Института Китая и современной Азии РАН по науке, руководитель – ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир», кандидат исторических наук
uyanaev@iccaras.ru Мокрецкий Александр Чеславович старший научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир», заместитель председателя Совета молодых учёных
mokretskiy@iccaras.ru Афонасьева Алина Владиславовна ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая, кандидат экономических наук
afonasyeva@iccaras.ru Баженова Елена Степановна ведущий научный сотрудник Центра политических исследований и прогнозов, кандидат экономических наук
bazhenova@iccaras.ru Прохорова Наталья Викторовна научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир», член Совета молодых учёных
natavik@iccaras.ru Трощинский Павел Владимирович руководитель – ведущий научный сотрудник Центра политических исследований и прогнозов, кандидат юридических наук
troshc@iccaras.ru Асмолов Константин Валерианович ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований, кандидат исторических наук
asmolov@iccaras.ru Захарова Людмила Владимировна учёный секретарь, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований, член Совета молодых учёных, кандидат экономических наук zakharova@iccaras.ru Сотникова Ирина Николаевна ведущий научный сотрудник Центра изучения новейшей истории Китая и его отношений с Россией, кандидат исторических наук
sotnikova@iccaras.ru Завьялова Ольга Исааковна главный научный сотрудник Центра изучения культуры Китая, доктор филологических наук zavyalova@iccaras.ru Блажкина Анастасия Юрьевна старший научный сотрудник Центр изучения культуры Китая, кандидат философских наук
blazhkina@iccaras.ru