Библиотека / Статьи
Статья посвящена одной из главных проблем философии вообще и китайской философии в частности, а именно – проблеме категорий. В центре исследования – определение термина «категория» и поиск первых категориальных представлений в архаической мысли Древнего Китая. В данной работе также рассматривается один из наиболее ценных текстов, полученных в ходе годяньских археологических раскопок (конец XX в.), – трактат «Да И шэн шуй» («Великое Единое порождает воду»), являющийся примером раннего категориального мышления в Китае. Методологической установкой в данном исследовании является принципиальная опора на первоисточники и акцентирование структурных моментов в древнегреческих и древнекитайских категориальных схемах. Процесс формирования категориального мышления показан в сравнении с аналогичным процессом у ранних греческих философов. На вопрос: «Существует ли категориальное мышление в китайской философии?» - автор статьи отвечает положительно. У досократиков в роли первых категориальных обобщений выступает четверица первоначальных элементов. В мысли Древнего Китая первыми попытками категориально осмыслить мир можно считать базовые классификации (двоичная, троичная и пятеричная), лежащие в основе всей китайской традиционной культуры и философии. Текст «Да И шэн шуй» («Великое Единое порождает воду») позволяет по-новому взглянуть на космологические аспекты такой важнейшей классификации как пятеричная, а также дает возможность глубже понять аналогию между философией Древнего Китая и философскими построениями ранних греческих философов (в частности, Фалеса Милетского).
Ключевые слова: ранние греческие философы, философия Древнего Китая, пять стихий, пятеричная классификация, пятерица, четверица, категориальное мышление, категория, универсальность, четверица Мартина Хайдеггера.