Библиотека / Статьи
В статье комплексно рассматривается внешняя политика России в отношении Корейского полуострова. Актуальность обусловлена неурегулированностью проблем Корейского полуострова, включая ядерную, и его географической близостью к российскому Дальнему Востоку, развитие которого является приоритетной задачей России в XXI в. Россия заинтересована в мирном развитии ситуации на Корейском полуострове, его денуклеаризации и развертывании здесь многостороннего экономического сотрудничества. В принципе, она не возражала бы и против объединения Кореи при условии, что процесс объединения происходил бы мирно, в условиях социальной стабильности и не вызывал бы серьезных конфликтов между региональными державами. Однако каких-либо активных действий по достижению объединения она предпринимать не готова. Причина этого в нежелании обострять и без того напряженную обстановку, раздражать дружественный Китай, и, что особенно важно в условиях нарастающей конфронтации с США, ликвидировать в лице КНДР потенциального партнера в этой конфронтации. Россия отдает приоритет шестистороннему формату с целью комплексного урегулирования корейского кризиса в контексте переформатирования архитектуры безопасности в Северо-Восточной Азии. Едва ли российские предложения будут реализованы в среднесрочной и долгосрочной перспективах, так как, во-первых, КНДР предпочитает обсуждать свою ядерную программу напрямую с США. Во-вторых, США стремятся укрепить существующую структуру безопасности в регионе, основанную на двусторонних союзах. В условиях нынешней острой конфронтации между Россией и США, а также между США и Китаем создать «единый фронт» на корейском направлении с целью денуклеаризации КНДР практически нереально. Авторы полагают, что России было бы выгоднее урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова в форматах без ее прямого участия, чем сохранение статус-кво, при котором КНДР продолжает наращивать свой ракетно-ядерный потенциал и отсутствуют возможности реализации экономических проектов с российским участием на Корейском полуострове.
pugacheva@iccaras.ru Лукин Александр Владимирович научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, руководитель – главный научный сотрудник Центра изучения истории Китая и его отношений с Россией, главный редактор журнала «Российское китаеведение», доктор исторических наук
lukin@iccaras.ru